Оценка качества образования
Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

Памятка для родителей «Чем занять дошкольника в условиях самоизоляции»

Автор: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Мордовия «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру»
Изменить привычный образ жизни и находиться постоянно дома – это
стресс не только для взрослых, но и для детей. Как комфортно организовать
пространство для ребенка, почему важно соблюдать режим дня и в какие
игры играть на карантине.


1. Как организовать жизнь дошкольника в условиях
самоизоляции на дому?
Во-первых, обратите внимание на организацию пространства –
доступность: как расставлена мебель, где лежат игрушки, насколько они в
реальном доступе для ребенка. Если вдруг полка или какое-то оборудование
оказывается для ребенка недоступным, то он к нему не обратится. Он будет
ходить за взрослыми по пятам и ныть, чтобы с ним поиграли. В таком случае,
он никогда сам себя не займет. Доступность – это один из критериев
качества, который используют при оценке дошкольных образовательных
организаций.
Во-вторых, у ребенка должна быть возможность уединиться. Сейчас в
квартирах оказались внезапно и папа, и мама, и все родственники, которые
раньше ходили на работу. Конечно, не все пространства позволяют каждому
уйти в свою комнату. Но важно подумать о том, чтобы у ребенка был свой
уголочек, в котором он может уединиться и уйти от суеты и шума.
Дошкольник не всегда может чутко реагировать на собственное состояние.
Повышенную усталость дошкольника можно наблюдать в плохом поведении,
в плохом сне, может быть, в повышенной скандальности.
Еще ребенку важно, чтобы у него было место и время для игр, где он
может спокойно разложиться: построить кукольный домик, замок, шалаш из
пледа и диванных подушек. Три параметра – доступность, возможность
уединения и возможность трансформации и преобразования пространства
(место и время для игры) – минимальные условия, чтобы ребенок
почувствовал себя дома комфортно и мог хотя бы потенциально занять себя
сам.
Чем можно заняться с ребенком дома?
Главное для дошкольника – играть. Игра – это лучше, чем всякие
развивашки, занимашки, любые онлайн-приложения. Родителям необходимо
погрузиться в детское состояние и поиграть с ребенком. Для дошкольника
это и полезно, и приятно.
Каждый родитель, подумав минутку, придумает кучу идей. Для этого
необязательно сразу бежать что-то покупать. В каждом доме, где есть
ребенок, есть краски, бумага, соль, мука, фасоль, плед и диванные подушки и
есть время, чтобы немножко посвятить его общению, игре, придумыванию,
фантазированию.
Чем можно заняться? Всем, что связано с моторикой мелкой и крупной.
Например, можно взять коробку, насыпать туда закупленную гречку, фасоль,
крупы, кинетический песок и смешать. Дети отлично в это играют в любом
возрасте и получают массу удовольствия от того, что просто там ковыряются,
делают поделки, строят пещерки…
Тесто из соли. Это надолго займет ребенка, а главное – это развивающее
занятие: полепить из теста, запечь в духовке, раскрасить гуашью или
какими-то другими подходящими красками. Поделки, аппликации и многое
другое – дайте волю фантазии и воображению, необязательно делать что-то
по шаблону или какому-то видеоуроку из интернета. Позвольте ребенку
просто повозиться с фасолью, с тестом, с краской.
Следующее – это воображение. Развивайте у ребенка способности
действовать в воображаемой ситуации: постройте вместе домик, порисуйте
от пятна, придумайте историю, сделайте коллаж из старых журналов и
творческие поделки.
Чтение – это важная сторона детской жизни и это то, что находится
сейчас у дошкольников в некотором дефиците. Самоизоляция – отличная
возможность для того, чтобы чуть-чуть сблизить ребенка с книгой, если у вас
это не происходит дома естественным образом. Для начинающего читать
ребенка очень важно видеть, как читают взрослые. Если ваш ребенок еще не
читает или неусидчивый, то попробуйте просто рассматривать картинки и
сочинять по ним истории. Сейчас таких книжек-картинок очень много
издается, они называются виммельбухи.
Очень важно, чтобы у дошкольника были кубики. Конструирование –
очень важная активность в дошкольном возрасте. С кубиками можно
придумать большое количество игр.
Как быть с физической активностью при малой площади квартир?
Для дошкольника движение – это принципиально значимое
времяпрепровождение. Например, простой способ – это сделать звериную
зарядку. Например, вообразите, что идете по зоопарку, видите зверей и
повторяете их движения. Это может быть более целостный сюжет, например,
вы идете в поход: маршируете, перепрыгиваете через реку, ставите палатку.
Все это сопровождается крупно моторными движениями.
Подобные активности – это возможность для ребенка подвигаться,
сделать крупные размашистые движения, прыжки, имитацию бега, взмахи
руками. Вы можете танцевать, вы можете играть в твистер, вы можете
сделать у себя в коридоре с помощью скотча классики, построить полосу
препятствий из диванных подушек.
Еще одна активность, которая совмещает в себе подвижность – квест.
Дети обожают искать клад по картам и по подсказкам. Можете опять же
построить полосу препятствий, придумать сюжет и отправиться в поход или
в пиратское плавание.
Можно предложить реализовать с ребенком целостный проект.
Например, не просто лепить из пластилина или соленого теста, а сделать
зоопарк. Или построить город из кубиков: придумать из чего сделать дорогу
и дорожные знаки, и кто в этом городе может жить.
Можно поставить настоящий спектакль: раздать роли, сделать билеты,
соорудить сцену…. А можно пойти в поход: составить список вещей, собрать
рюкзак, идти по карте – это может быть сопряжено с элементами квеста
(крупномоторные/интеллектуальные задания). Такие проекты больше
занимают детей, им это интереснее и полезнее, а главное – это привносит
смысл в их действия.
По окончании карантина можно сделать фотоальбом или стенгазету
«Как мы провели карантин». Потом ребенок может это принести с детский
сад или начальную школу, чтобы всем рассказать и показать. Сама задача
сделать такой альбом может увлечь ребенка.
Какой должен быть режим дня дома на самоизоляции?
Режим влияет на эмоциональное и психологическое благополучие
ребенка. Если он уставший, перевозбужденный, то он будет все отрицать.
Старайтесь придерживаться того режима, который у вас был до карантина.
Если вы ходили в садик, то в семь часов подъем. Сделать очень трудно,
особенно когда некоторые элементы режима оказываются нарушены.
Например, вы не можете выйти на прогулку в привычное время, но все-таки
максимальное усилие к соблюдению режима стоит приложить.
Также старайтесь, чтобы экраны у ребенка были в минимальной
доступности. Регулярно работающий телевизор в фоновом режиме ребенка
перевозбуждает. Конечно, можно смотреть мультфильмы, фильмы, но не
больше одного часа в день. Это разрушает психику ребенка –
растормаживает, ему сложнее будет сосредоточиться.
Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 28.04.2020   |   Изменено: 28.04.2020 16:31:19
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Мордовская народная подвижная игра "В волков"
Фотографии